Магтаалы

Дата публикации: 10.01.2019

Магтаалы

Среди популярных песен хоринских бурят выделяются магтаалы: «Булам нютагай магтаал», «Хүүюур сагаан Анаамнай». Текст магтаала, восхваляющего местность Булум, также наполнен лексемами, относящимися к буддийской культуре: хүжэ ‘благовонные ароматные палочки’, хии морин ‘конь удачи – флажок с изображением всадника на коне, олицетворяющий мощь, энергетическую силу духа человека’, тахил ‘жертвоприношение; обряд жертвоприношения’, мунхан, бунхан ‘часовня’, дамаари ‘ламский барабанчик, бубен (маленького размера; используется в богослужении)’, хонхо ‘колокольчик (используется в религиозном обиходе; его держат в левой руке; в буддизме колокольчик является символом женского начала)’, cан(г) (муз., будд., тиб.) ‘тарелки (ударный инструмент, состоящий из двух медных или серебряных тарелок с головками посередине)’, хэнгэрэг ‘большой барабан (используется в буддийских богослужениях)’, ганжар ‘шпиль или золоченый металлический шарик, венчающий крышу дацанов’, доншуур маани ‘100 миллионов мантр’, хурал (будд.) ‘ламское богослужение (букв. собрание монахов)’, лагшан (почтит.) ‘здоровье, самочувствие’, используется при обращении к высоким духовным лицам, например, Танай лагшан тунгалаг гү? ‘Как ваше здоровье?’, сая ‘миллион’: сая мааниин хүрдэ ‘молитвенный барабан с текстами более миллиона мантр’:

Аглаг номин хойморто

Алтан шэжэр ганжартай,

Доншуур мааниин хуралтай

Анаа дасан мүргэлтэй.

На девственно-лазурной северной стороне

Находится священный Анинский дацан,

С ганжиром из червонного золота,

Где на богослужениях читают мантры 100 миллионов раз.

Наличие жанра одических песен как магтаалы в песенной традиции бурят свидетельствует о развитой системе письменной культуры бурят, различении письменных и устных текстов, стилистической дифференциации языка текстов песен. В частности, при рассмотрении языка текстов магтаалов выявлено, что их лексика строго выдержана в высоком стиле с ориентацией на нормы старописьменного монгольского языка.

 

Бадмаева Лариса Батоевна,

доктор филологических наук,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Улан-Удэ, Российская Федерация