Старообрядцы России посетили своих единоверцев в Бурятии

Дата публикации: 25.09.2021

23 сентября старообрядцы из Нижнего Новгорода, Самары, Красноярска, Иркутска, Москвы посетили Мухоршибирский и Тарбагатайский районы.

 

Пресс-служба минкульта Бурятии https://minkultrb.ru/news/news/23725-staroobryadtsy-rossii-posetili-svoikh-edinovertsev-v-buryatii/

 

Напомним, что уже третья встреча старообрядцев мира проходит в нашей республике под названием "Путь Аввакума". Ведь он был первым политическим ссыльным за Байкалом, когда только шло присоединение Сибири к Московскому царству.

Между карымами и сибиряками

Первым встретил гостей Мухоршибирский район, где старообрядцы компактно проживают рядом с бурятскими и карымскими селами. Карымами назвали потомков от смешанных браков, а русское старожильческое население старообрядцы называют «сибиряками». Хотя они появились в этих краях ненамного раньше семейских. Так, в Мухоршибирском районе первым русским переселенцем в 1730-50 годах считается служилый человек Игнатий Завьялов. В документах того времени село Мухоршибирь употребляется, как «урочище Мухоршибирь – речки».

В марте 1767 года из пределов Заднепровья в Забайкалье на 25 подводах прибыло 453 старообрядца. Это была их третья партия. Ее распределили по селам села Шаралдай, Новый Заган, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольск и Харауз. Потомки этих переселенцев встретили своих гостей единоверцев в селе Новый Заган. У него своя уникальная история, поскольку через речку стоит казачье село Старый Заган. В книге В. Болонева «Семейские» говорится, что в год своего прибытия, то есть в 1767 году семейские построили Заганскую деревню, состоящую из 22 домов, численностью в 140 человек. Они назвали свое поселение Новый Заган. Гостям из других регионов России показали в Новом Загане единственную в районе Древлеправославную церковь и накормили завтраком.  После него делегацию ждали в соседнем селе Шаралдай.

На родине писателя

Здесь в музее-усадьбе знаменитого писателя Исая Калашникова гостей кроме экскурсии ждало угощение плодами свежего урожая и квасом. Не обошлось без песен под гармонь и веселых игр.  Глядя на них невольно вспоминались строки из «Жития протопопа Аввакума», который писал как однажды увидел в своем селе бродячих скоморохов с медведями, бубнами и "харями" (масками в современном варианте).  Неистовый протопоп бубны изломал, труппу разогнал, одного медведя "ушиб, а другого отпустил в поле". Конечно, спустя три столетия старообрядцы изменились и даже между собой различаются не только костюмами и говором, но и традициями. Например, гостья из Иркутской области, где старообрядцы живут в Тайшетском районе, удивилась яркой пестроте наших семейских. Оказалось, что живущие на границе с Красноярским краем старообрядцы носили одежды неброского, темного цвета. Так были одеты и сами гостьи оттуда. Они были одеты в длинные до пола юбки и не снимали платки. Правда, немного контрастировали с аскетичным видом женщин наращенные ресницы у одной из них.

Мужчины же почти не различались, разве что длиной бород. У священников и старшего поколения окладистые и широкие, у молодых более аккуратные бородки словно из барбер-шопа. Большинство же современных семейских бород не носят. А ведь идеолог старообрядчества Аввакум отказался благословить сына знатного боярина, "видя блудоносный образ". Юноша был  "брадобрейцем".

О литературе старообрядцев

Круглый стол о вкладе писателей старообрядцев в литературу вела министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. В первую очередь, она и выступающие подчеркивали особе значение  знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанное». Эту первую в русской литературе развернутую автобиографию специалисты называют "первым опытом законченного психологического автопортрета в древней русской литературе".  Произведения протопопа и сегодня невозможно читать без изумления перед силой духа автора. Современным оппозиционерам далеко до неистового Аввакума. Он стойко переносил побои от мирян и воевод, бивших его так, что лежал "мертв полчаса и больше". У протопопа отняли дом и все имущество, сослали за Байкал.

Дорога до Байкала

Даже декабристы, сосланные в наши края, не испытывали тех лишений, что выпали Аввакуму по дороге с воеводой Афанасием Пашковым. Он высадил протопопа у Долгого порога на Ангаре, обвиняя, из-за него, еретика, судно "худо" идет. Пришлось Аввакуму идти пешком вдоль крутого берега Ангары.

- Беспрестанно людей жжет, мучит – написал в жалобе на воеводу протопоп, сам выдержавший 72 удара плетью.

Зиму в Братском остроге Аввакум описал так: "в тюрьму кинули, соломки дали". Семью священника поселили в лесу. Съестные припасы, которые Аввакум взял с собой из Енисейска, Пашков отнял. Весной полк Пашкова двинулся к Байкалу в страшных условиях.

- Стало нечего есть; люди учали с голоду мереть и от работы в воде – вспоминал Аввакум.

Не менее тяжелым были переходы на нартах за Байкалом.

- Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем – так описал наши края фактически первый в них политический ссыльный протопоп.

Редкий выдержит такой «путь Аввакума».

14 лет в земляной тюрьме

Вернувшись из ссылки, протопоп не раскаялся и его сослали уже на этот раз на север, в Мезень. Именно оттуда приехал в 2020 году мастер на симпозиум деревянной скульптуры в Бурятию и сделал скульптуру Мезенский конь у старообрядческого комплекса.

По возвращении в Москву Аввакум осужден, предан анафеме, лишен церковного сана и сослан уже навсегда в земляную тюрьму в Пустозерск. Сейчас это Нарьян Мар. Трем сподвижникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно и не писали обличительных текстов. Аввакума пощадили благодаря заступничеству царицы.  Но лишенный возможности проповедовать, опальный протопоп поневоле стал писателем. Кроме своего жития, он 14 лет рассылал по всей стране письма своим сторонникам. Помогали ему в этом стрельцы, пряча письма в топорищах бердышей. Не побоялся написать после кончины царя Алексея Михайловича его наследнику о том, что видел сон как покойник горит в аду за принятие никонианского учения. Единоверцы протопопа в своей отчаянной борьбе дошли до крайности.

«Крещенская замятия»

6 января 1681 года царь Федор Алексеевич вместе с патриархом, духовенством, приказными и стрельцами спустился от Успенского собора Московского кремля к иордани на Москве-реке. В это время в опустевшие храмы ворвались староверы и устроили там разгром. Сторонники Аввакума не только осквернили могилу покойного царя, но и впервые в русской истории разбрасывали с колокольни Ивана Великого листовки с карикатурами на власть и церковь, изготовленные по берестяным «эскизам» сидевшего в земляной тюрьме Аввакума.

- …Безстыдно и воровски метали свитки богохульные и царскому достоинству безчестные. И то же время, подобно ворам, тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальныя свечи ставили, не отличаясь ничем от святокрадцев и церковных татей. Сии все злодеяния были в Москве от раскольников наущением... вождя своего Аввакума. Он же сам, окаянный изверх, в то же время... сидя в... земляной своей тюрьме, на берестяных своих хартиях рисовал царских персон и высоких духовных лиц с хулъными подписаниями, и толкованиями, и блядословными укоризнами – описывает те события очевидец.

Напомним, что сальные свечи из свиного жира считаются нечисты ми и в церкви не используют. Дегтем в старину мазали ворота блудницам.

- В глазах бунтарей официальная церковь утратила непорочность, уподобилась блуднице и не могла претендовать на духовное руководство – объяснял эти действия старообрядцев один из лучших знатоков культуры XVII в. А.М. Панченко.

Терпение властей лопнуло, новый царь обвинил Аввакума в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. В 1682 году протопопа и его сподвижников сожгли. Но канонизировали старообрядцы Аввакума как священномученика и страстотерпца, то есть пострадавшего от единоверцев только в начале XX века.

Калашников и Чернев

В это время старообрядцы за Байкалом превратились в большую этноконфессиональную группу. То, что они вели закрытый образ жизни, помогло им сохранить свой фольклор. Он в 2001 году по решению ЮНЕСКО внесен в список нематериального культурного наследия. Это пока первый и единственный объект такого рода в России.

Неслучайно, выросшие на такому уникальном культурном наследии семейские писатели подарили литературе столько интересных книг. Триста с лишним лет назад Аввакум написал свое «Житие», смело перемежая высокий книжно-церковный язык с просторечными выражениями. Ими же пересыпаны произведения семейских писателей. Их книги, как и "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" есть сегодня в каждой библиотеке Бурятии.

Второй день этнофорума завершился в Тарбагатайском районе. Там в селе Нижний Жирим презентовали музей-усадьбу Петровых, которая станет туристической достопримечательностью.

- Действительно уходит старое поколение и очень важно зафиксировать вот ту традицию, ту культуру, которую сохранили наши бабушки, наши дедушки и вот передавать молодежи. И очень радостно, что это поддерживает министерство культуры Бурятии, власти республики – подвел итоги второго дня Алексей Безгодов - председатель старообрядческой общины Нижнего Новгорода.

24 сентября в третий день этнофорума участники должны принять программы государственной поддержки старообрядцев.