Цырендоржиева Алима Сергеевна, народный мастер

Дата публикации: 18.05.2020

 

Сегодня в Бурятии народных мастеров гобелена из конского волоса всего несколько человек. На самом деле, если в старину технологией обработки конского волоса обладали многие в силу традиционного уклада жизни бурят-скотоводов, в современной жизни эта взаимосвязь утрачивается. И сегодня особенно ценно и дорого это трепетное и бережное отношение к уникальному народному искусству.

Алиме Сергеевне посчастливилось учиться и работать под руководством таких талантливых творческих личностей, как Алла Ойдоповна Цыбикова –  бурятская художница, Заслуженный художник Российской Федерации, Заслуженный художник Бурятии  и Баярма Дамбиевна Дамбиева – заслуженный художник Республики Бурятия, член Союза художников России. 

В 1992 году под руководством Дамбиевой Б.Д. и по эскизу Цыбиковой А.О рождается прекрасное творение из конского волоса "Игра на флейте", где Алима Сергеевна впервые участвует как исполнитель.

В тандеме со своими учителями в этом же году создаётся гобелен "Родник". Со временем появляются самостоятельные работы, в них, несомненно, угадывается выраженное влияние художницы Цыбиковой А.О. Что, естественно, ведь она её учитель. И влияние её, возможно, ещё долго будет прослеживаться в творчестве ученицы. Техническому исполнительскому мастерству обучала её второй наставник - народный мастер Б.Д.Дамбиева, мастер, как говорят в народе, от Бога, от рождения. В 1992 году  Алима Сергеевна заканчивает курс обучения в школе-студии ВАРК (Всебурятская Ассоциация развития культуры), мастерская Баярмы Дамбиевой, и получает звание народного мастера.

Алима Сергеевна считает, что живые руки творят живое. В творении рук человеческих должна присутствовать душа, подвижная и одухотворённая. Автор сама видит и чувствует её в пластике рисунка, в цветовом звучании гобелена. Конский материал очень скромный по цвету материал: белый, чёрный, серый и оттенки коричневого. Но в руках хорошего мастера он может расцвести живописной палитрой и звучать, как песня. Нужно только суметь выявить скрытые художественные возможности этого материала. Это качество, безусловно, дано не каждому мастеру. Гобелены Алимы Сергеевны очень камерны, выполнены в тёплой, мягкой, цветовой гамме. Они  очень лиричны, наполнены светом и жизнью. Мягкие холмы, причудливые узоры стилизованных облаков, хрупкие стебли распустившегося лотоса, экзотические очертания деревьев - всё пронизано фантастичной созерцательностью.

Работы ее востребованы, узнаваемы. Она постоянный участник художественных выставок. Творческая связь между поколениями не прерывается. И эта связь в лице Алимы Сергеевны  имеет достойное продолжение.