Что общего у кички, пояса, христианских легенд и мифологических рассказов?

В Центре народного творчества прошло заседание экспертного Совета по нематериальному культурному наследию народов Бурятии. По итогам этого заседания традиции вошли в реестр объектов нематериального культурного наследия. Среди них пояс как изделие старинного бранного ткачества. Самыми совершенными и качественными были пояса, изготовленные в Куйтуне и Большом Куналее. Пояса были широкими – до 18 см и плотными, так что булавку прикалывали с большим трудом. Куналейцы и куйтунцы даже выезжали с торговлей поясами по другим семейским селам. Сарафаны подпоясывались ткаными поясами только семейскими Бурятии. Чикойские женщины подпоясывали свои сарафаны широкими гарусными кушаками. Их покупали, а для повседневной носки ткали сами.

Ткачество поясов у семейских традиционно исполнялось на бёрдочке (дощечке со сквозными щелями и отверстиями). На них женщины ткали в основном оборки (подвязки) на ичиги, чирки и унты и узкие пояса.

Старообрядцы носили даже два: один надевали на голое тело, а другой пояс носили с одеждой». Повязывались по нижней рубахе поясками, в которые зашивали тесемки с молитвами. Ходить без пояса считалось грехом. Существовал запрет видеть жене мужа без пояса, а мужу жену – без кички. Традиция бытования кички семейских также вошла в этот реестр. Кичка – принадлежность замужней семейской женщины. У семейских Забайкалья сохранилось два вида кичек. У чикойских старообрядцев она лопатообразной формы, очень твёрдая, с обручем, скатанным из плотной материи и жидкого теста. На такую высокую и широкую кичку спереди надевался кокошник, а с задней части головы, со стороны затылка — подзатыльник. У староверов Бурятии кичка состоит из небольшого твёрдого возвышения спереди (рожок) и задней мягкой матерчатой части, в виде шапочки или пилотки, называемой «задушка». Кичка затягивается вокруг головы специальным шнурком.

Ещё один из объектов, попавших в реестр – мифологические рассказы старообрядцев. Такие «рассказы» также называют быличками или бывальщинами.  В основном это устные народные рассказы о встречах человека со сверхъестественными существами – духами природы (лешим, водяным, русалками), с домашними духами (домовыми, например), это и рассказы о людях, обладающих колдовскими способностями – о ведьмах, колдунах и «колдовках». Мифологические рассказы сообщают о личном опыте контакта с «иным» миром конкретного человека. Героем повествования является сам рассказчик или тот, на кого он ссылается как на участника или свидетеля события. Персонажи, о которых идет речь в быличках, не имеют божественного статуса, к ним стараются относиться с уважением, так как они являются хранителями дома, предупреждают о бедах, оберегают человека от напастей и болезней. Семейские сохранили немало повествований о хозяйственном и добром домовом, о благодарном лешем, избавленном человеком от беды. Помимо информативной и эстетической функции, мифологические рассказы семейских Бурятии несут в себе и нравственно – назидательную направленность. Эти рассказы представляют собой большую ценность с точки зрения сохранения фольклорных произведений семейских Бурятии.

Не только мифологические рассказы были у старообрядцев. Есть у старообрядцев и христианские легенды, в отличие от быличек – это  достоверное повествование, объяснительное и нравоучительное. Через призму христианского учения разъясняются события, явления, относящиеся к миру живой и неживой природы, быту людей. Такие легенды пользовались большой популярностью и рассказывались обычно в связи с какими-то запретами, ограничениями, правилами поведения, для передачи традиционных представлений, в качестве предостережения. Рассказчики и сегодня привносят в них черты этносоциального менталитета, особенности локальных традиций и элементы архаических верований. Христианские легенды были очень популярными фольклорными произведениями и, как и все фольклорные жанры передавались в семье от старшего поколения к молодому, от бабушек и дедушек – внукам. Сегодня специалисты изучают данные материалы в живом бытовании: записывают на аудио и видео, делают фотофиксацию, проводят этнографические экспедиции, проводят советы в области сохранения и развития традиционной культуры. Так, при Министерстве культуры Бурятии создан Совет по объектам нематериального культурного наследия. Совет является коллегиальным научным экспертным органом. В его составе представители органов исполнительной власти, учреждений культуры и науки, работающие над сохранением и изучением культурного наследия, эксперты в области традиционной культуры бурят, русских, эвенков и специалисты по старообрядческой культуре. Возглавляет Экспертный совет министр культуры Бурятия Соёлма Дагаева. Комиссия рассматривает объекты и принимает решение о включении их в региональный каталог объектов нематериального культурного наследия.  

Министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева отмечает: 

- В рамках реализации подпрограммы по сохранению культуры семейских Республиканским центром народного творчества совместно с Бурятским государственным университетом организованы этнографические экспедиции по старообрядческим селам. Благодарю ученых, этнографов, которые присоединились к этой работе. 

Очередной совет пройдет в следующем году.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")